Отработанные моторные масла: классификация и регенерация

Автор: | 30 ноября 2019

Сбор и утилизация нефтепродуктов и, прежде всего, отработанных моторных масел, представляют собой важную задачу. Отработанные моторные масла представляют собой ценное вторичное сырье для промышленности.

При сборе и поставке отработанных моторных масел следует руководствоваться требованиями ГОСТ 21046-2015 “Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия”.

Классификация  отработанных нефтепродуктов

Утилизация масла

Масла отработанные моторные (группа ММО)

  • Авиационные
  • Карбюраторные
  • Дизельные
  • Компрессорные
  • Вакуумные

Масла отработанные индустриальные (группа МИО)

  • Индустриальные
  • Гидравлические
  • Турбинные
  • Трансформаторные
  • Приборные
  • Притирочные
  • Кабельные

Смеси нефтепродуктов отработанных (группа СНО)

  • Промывочные жидкости
  • Трансмиссионные масла
  • Обкаточные масла
  • Осевые масла
  • Цилиндрические масла
  • Масла для термической обработки металлов
  • Масла для прокатных станов
  • Нефтепродукты, извлекаемые из отработанных эмульсий
  • Смеси нефти и нефтепродуктов, собраны при зачистке
  • Средств хранения, транспортирования и очистных сооружений

Эксплуатационные загрязнения в нефтяных маслах

ВИД СОСТАВ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Углеродные Смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, асфальтогеновые и оксикислоты, кокс, сажа и т.д. Окисление углеводородов, входящих в состав масла, термическое разложение масла Контакт с кислородом воздуха при высокой температуре, неблагоприятный тепловой режим работы двигателя и неполное сгорание топлива (для моторных масел)
Остаточные Углеводородные загрязнения, окислы металлов и кремния, вода Соприкосновение с загрязненными деталями масляных и гидравлических систем Заправка масла в масляные и гидравлические системы без предварительной промывки системы
Атмосферные Окислы металлов и кремния, вода Контакт с запыленным и влажным воздухом Отсутствие или малая эффективность воздушных фильтров
Контактные Окислы металлов, частицы конструкционных материалов Коррозия металлов, разрушение отдельных элементов масляных и гидравлических систем под действием масла Применение в машинах и механизмах металлов, корродирующих под действием масла, и нестойких к маслу материалов
Износные Металлы и их сплавы Износ смазываемых деталей, агрегатов масляных и гидравлических систем Применение металлов с недостаточной прочностью, применение масел с низкими смазывающими свойствами
Газовые Воздух, пары топлива, выхлопные газы Подсос воздуха, попадание паров и газов из камеры сгорания  двигателя из камеры сгорания двигателя, вспенивание масла Негерметичность системы, отсутствие пеногасителей, присутствие воды в масле

Основу упоминаемых в дальнейшем механических примесей в отработанных маслах составляют контактные и износные загрязнения.

Нормативные требования к отработанным нефтепродуктам, поступающим на регенерацию

Наименование показателей Значения показателей для масел
гр. ММО гр. МИО гр. СНО
Кинематическая вязкость, х 106 ,

м 2/с,  при температуре, град. С:

50

100

 

 

≥25

≥5

 

 

≥5

 

 

Условная вязкость при 20 град. С, ст  

≥29

 

≥3

 

 

Содержание, % масс:

механических примесей

воды

топлива (легких углеводородных фракций)

 

≤1

≤2

≤10

 

≤1

≤2

≤10

 

≤1

≤2

≤10

Основные направления вторичного использования отработанных масел

  • Целевая переработка для получения компонентов масел и топлив
  • Совместная переработка с нефтью (добавка к нефти не более 1%)
  • Использование в качестве добавок к котельному топливу (10-15%)
  • Использование в качестве смазки малоточных механизмов
  • Наружная смазка отдельных узлов изделий и металлических форм
  • Использование в качестве вспучивающей добавки или пластикатора при производстве стройматериалов (керамзита, вязких битумов и пр.)

Способы очистки отработанных масел

Химические:

  • Кислотная очистка
  • Щелочная очистка
  • Восстановление гидридами металлов

Физико-химические:

  • Коагуляция
  • Адсорбция
  • Ионообменная очистка

Физические:

  • Фильтрация
  • Очистка в силовых полях (центробежном, электростатическом и пр.)
  • Отстаивание
  • Отгонка воды и легких фракций

Комбинированные

Наиболее распространенные схемы очистки масел  

Схема очистки Вид масел
Отстаивание и фильтрация Индустриальные и масла для холодильных установок
Отстаивание, адсорбционная очистка, фильтрация Компрессорные, трансформаторные, турбинные, индустриальные из циркуляционных систем
Отставание, отгон легких углеводородных фракций и воды, адсорбционная очистка, фильтрация Моторные масла, не содержащие моющих присадок

 Последовательность стадий технологического процесса регенерации отработанных масел на объединении «Вторнефтепродукт»

Последовательность стадий технологического процесса регенерации отработанных масел

Статья помогла?

Нажмите на звезду

Ваш отзыв первый

Поделитесь с друзьями