Отработанные моторные масла

Сбор и утилизация нефтепродуктов и, прежде всего, отработанных моторных масел, представляют собой важную задачу. Отработанные моторные масла представляют собой ценное вторичное сырье для промышленности.

При сборе и поставке отработанных моторных масел следует руководствоваться требованиями ГОСТ 21046-2015 “Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия”.

Классификация  отработанных нефтепродуктов

Масла отработанные моторные (группа ММО)

  • Авиационные
  • Карбюраторные
  • Дизельные
  • Компрессорные
  • Вакуумные

Масла отработанные индустриальные (группа МИО)

  • Индустриальные
  • Гидравлические
  • Турбинные
  • Трансформаторные
  • Приборные
  • Притирочные
  • Кабельные

Смеси нефтепродуктов отработанных (группа СНО)

  • Промывочные жидкости
  • Трансмиссионные масла
  • Обкаточные масла
  • Осевые масла
  • Цилиндрические масла
  • Масла для термической обработки металлов
  • Масла для прокатных станов
  • Нефтепродукты, извлекаемые из отработанных эмульсий
  • Смеси нефти и нефтепродуктов, собраны при зачистке
  • Средств хранения, транспортирования и очистных сооружений

Эксплуатационные загрязнения в нефтяных маслах

ВИД СОСТАВ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Углеродные Смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, асфальтогеновые и оксикислоты, кокс, сажа и т.д. Окисление углеводородов, входящих в состав масла, термическое разложение масла Контакт с кислородом воздуха при высокой температуре, неблагоприятный тепловой режим работы двигателя и неполное сгорание топлива (для моторных масел)
Остаточные Углеводородные загрязнения, окислы металлов и кремния, вода Соприкосновение с загрязненными деталями масляных и гидравлических систем Заправка масла в масляные и гидравлические системы без предварительной промывки системы
Атмосферные Окислы металлов и кремния, вода Контакт с запыленным и влажным воздухом Отсутствие или малая эффективность воздушных фильтров
Контактные Окислы металлов, частицы конструкционных материалов Коррозия металлов, разрушение отдельных элементов масляных и гидравлических систем под действием масла Применение в машинах и механизмах металлов, корродирующих под действием масла, и нестойких к маслу материалов
Износные Металлы и их сплавы Износ смазываемых деталей, агрегатов масляных и гидравлических систем Применение металлов с недостаточной прочностью, применение масел с низкими смазывающими свойствами
Газовые Воздух, пары топлива, выхлопные газы Подсос воздуха, попадание паров и газов из камеры сгорания  двигателя из камеры сгорания двигателя, вспенивание масла Негерметичность системы, отсутствие пеногасителей, присутствие воды в масле

Основу упоминаемых в дальнейшем механических примесей в отработанных маслах составляют контактные и износные загрязнения.

Нормативные требования к отработанным нефтепродуктам, поступающим на регенерацию

Наименование показателей Значения показателей для масел
гр. ММО гр. МИО гр. СНО
Кинематическая вязкость, х 106 ,

м 2/с,  при температуре, град. С:

50

100

 

 

≥25

≥5

 

 

≥5

 

 

Условная вязкость при 20 град. С, ст  

≥29

 

≥3

 

 

Содержание, % масс:

механических примесей

воды

топлива (легких углеводородных фракций)

 

≤1

≤2

≤10

 

≤1

≤2

≤10

 

≤1

≤2

≤10

Основные направления вторичного использования отработанных масел

  • Целевая переработка для получения компонентов масел и топлив
  • Совместная переработка с нефтью (добавка к нефти не более 1%)
  • Использование в качестве добавок к котельному топливу (10-15%)
  • Использование в качестве смазки малоточных механизмов
  • Наружная смазка отдельных узлов изделий и металлических форм
  • Использование в качестве вспучивающей добавки или пластикатора при производстве стройматериалов (керамзита, вязких битумов и пр.)

Способы очистки отработанных масел

Химические:

  • Кислотная очистка
  • Щелочная очистка
  • Восстановление гидридами металлов

Физико-химические:

  • Коагуляция
  • Адсорбция
  • Ионообменная очистка

Физические:

  • Фильтрация
  • Очистка в силовых полях (центробежном, электростатическом и пр.)
  • Отстаивание
  • Отгонка воды и легких фракций

Комбинированные

Наиболее распространенные схемы очистки масел  

Схема очистки Вид масел
Отстаивание и фильтрация Индустриальные и масла для холодильных установок
Отстаивание, адсорбционная очистка, фильтрация Компрессорные, трансформаторные, турбинные, индустриальные из циркуляционных систем
Отставание, отгон легких углеводородных фракций и воды, адсорбционная очистка, фильтрация Моторные масла, не содержащие моющих присадок

 Последовательность стадий технологического процесса регенерации отработанных масел на объединении «Вторнефтепродукт»

Последовательность стадий технологического процесса регенерации отработанных масел