Электродвигатели представляют собой сложный вид лома. Они состоят из разных металлов и материалов: стали, медных обмоточных проводов, алюминиевого корпуса, болтов и т.д. Вторичная переработка электродвигателей и электрогенераторов позволяет экономить природные ресурсы, такие как медь и железо.
В основном электродвигатели состоят из железа, алюминия и меди. Из железа состоят стальные сердечники, валы и корпус. Из меди состоят обмоточные провода. Из алюминия может быть изготовлен корпус, а также обмотка.
Ручная механическая разборка электродвигателей и электрогенераторов
Большие крупногабаритные электродвигатели и электрогенераторы предварительно разбираются вручную. При возможности откручиваются крепежные болты. В противном случае используют различные способы механической или термической резки. Ротор отделяется от статора. Затем применяют различные методы, чтобы отделить обмотку от сердечника.
Средние по габаритам электродвигатели (размер баскетбольного мяча) мощностью до 20 кВт можно разобрать с помощью различных специальных станков, которые помогают выдернуть медную обмотку или разрезать статор.
Механическое дробление и сортировка металлов
Основная масса мелких и небольших электромоторов подвергается дроблению с помощью молотковых или ударных (баллистических) дробилок. Это выгоднее, чем разбирать вручную каждый электродвигатель в отдельности.
Однако предварительное дробление электродвигателей, не позволяет с первого раза разделить все металлы. Дело в том, что образуются окатыши, так называемые «медные фрикадельки» (copper meatballs) — стальные детали с замятой медной обмоткой.
Отделить медь от железа в таких конгломератах простым путем не получиться. Для их переработки используют также ударные дробилки, которые дробят медные фрикадельки на более мелкие части.
Медь пластичный ковкий металл, но сталь сердечников более хрупкая. Поэтому в ударных дробилках она колется и освобождается медная обмотка.
Медь в электродвигателях
Чем больше в электродвигателях содержится меди, тем выгоднее их переработка. Медь — самый ценный в электродвигателях металл.
При дальнейшей очистке меди можно получить практически чистую электротехническую медь.