Моттайнай по-русски

В Японии есть выражение «моттайнай»(もったいない — mottainai), дословно — «ведь жалко!» В нашем случае оно применяется в отношении ненужных вещей, которые находятся в хорошем состоянии или требуют небольшого ремонта. Это относится, например, к одежде или старой мебели. Термин применим и к остаткам еды, которые вы забираете «для собачки» уходя из ресторана или из гостей.

Это древнее выражение стало популярно в Японии после представления философии 3R, которая устанавливает три основных направления обращения с мусором: сокращение, использование и переработка. Японцы всеми способами стремятся сократить поток отходов. К этому их побуждает дефицит природных ресурсов и свободной земли. Но и в России подобная философия имеет свои корни.

Из фильмов и рассказов многие знают о старьёвщика, собиравших старые вещи. Они ходили по дворам со своей тележкой и скупали за условную цену всё, что еще куда-то годилось. При разборке зданий у нас всегда старались сохранить кирпич и дерево, чтобы затем пустить снова в дело. В многодетных семья годные вещи от старших донашивали младшие. Жива еще память о «блошиных рынках» и комиссионных магазинах. Совсем недавно у нас мыли и сушили полиэтиленовые пакеты, ходили в магазин с авоськами, а в жестяные банки из-под кофе складывали мелочевку.

Однако бережливость оказалась не на пользу экономике. Рыночная экономика требует, чтобы спрос увеличивался и никому не нужен покупатель у которого «всё есть». Еда должна съедаться, одежда — изнашиваться, техника и мебель — ломаться. А что делать, если не ломается и не изнашивается? Тогда должна морально устаревать и выходить из моды. «Общество потребления» заставляет обывателя менять свои вещи регулярно, завлекая всё новыми преимуществами.

Общество кратковременного пользования

С наступлением «сытых времен» многие стали выбрасывать «Ролекс», потому что села батарейка. Выбросить годную, но ставшую не модной вещь, стало признаком «белого человека». «Общество потребления» заставляет человека испытывать неловкость, если его автомобиль старше трех лет. Всё говорит за то, что «надо купить новое».

Излишне говорить, что чрезмерная бережливость, которая превращает жилище в склад старьёвщика, тоже крайность. Ведь бережливость — это вовсе не страх выбросить. Бережливость — это антирасточительство. Именно в этом ключе развивается «моттайнай».

Я к тому, что всё новое — это хорошо забытое старое.