Вы вероятно слышали о «залоговой цене». Обычно под этим понимают определенную сумму, которая закладывается в цену товара в упаковке. Это должно заинтересовать население возвращать использованную тару в магазины для вторичной переработки (рециклинга).
На сайте Управления по охране природы штата Калифорния, США есть информация о California Refund Value, что дословно означает «Калифорнийское возмещение стоимости». Законодательная основа программы появилась с утверждением Beverage Container Recycling and Litter Reduction Act of 1986.
Что такое залоговая стоимость
California Refund Value (еще называют California Redemption Value) – вклад, уплачиваемый при покупке определенных напитков в таре, которую можно переработать в Калифорнии. Покупатель оплачивает CRV при покупке напитков в алюминиевой, пластмассовой, стеклянной и биметаллической таре. Эта сумма возвращается при доставке тары в приемные пункты (recycling centers).
Таким образом, населению предлагают продать часть своего мусора в приемных пунктах. Это аналогично тому, как в СССР сдавали стеклянные банки и бутылки за весьма приличные деньги 10-30 копеек. Но тогда эти банки и бутылки после мытья и дезинфекции шли обратно в оборот.
Сейчас смысл залоговой стоимости изменился. Пластиковые или стеклянные бутылки уже никто не использует повторно. Просто покупатель сам переплатил немного за товар в упаковке из пластика, стекла или алюминия и ему предлагают вернуть эту сумму переплаты при возврате в центры переработки (приемные пункты) использованную тару.
Такой способ воздействия на население еще в 70-х годах называли «фетишизация мусора», т.е. свойство мусора быть продуктом для продажи. Фетишизация мусора критиковалась, как недопустимая с этической точки зрения манипуляция сознанием. Тем не менее, как элемент побуждения к определенному действию подобные методы становятся популярны во всем мире. Об этической стороне вопроса стараются не упоминать.