Заполнитель, полученный из шин (Tire-derived aggregate, TDA), представляет собой строительный материал, изготовленный из переработанных шин, измельченных на куски разного размера. Он обычно используется в строительных проектах, потому что он химически устойчивый и легкий, а также дешевле, чем многие доступные материалы.
Заполнитель TDA состоит из обрезков старых шин, имеющих размер от 50 мм до 305 мм, и предназначен для использования в гражданском строительстве. (ASTM D6270-08 Standard Practice for Use of Scrap Tires in Civil Engineering Applications).
По стандарту США существует два типа TDA: тип A с максимальным размером 3 дюйма (75 мм) и тип B с максимальным размером 12 дюймов (305 мм). Хотя это наиболее часто используемые размеры, спецификации TDA определяются конечным использованием и будут различаться в зависимости от технических, экологических и экономических требований заказчика к проекту.
TDA стал общепринятым описанием этого материала, потому что оно лучше передает инженерную ценность уменьшенных по размеру фрагментов отходов шин по сравнению с термином «шинная стружка» или «шинная (резиновая) крошка». Однако эти термины часто используются взаимозаменяемо. Свойства TDA, которые создают эту инженерную ценность и в которых нуждаются инженеры-строители, руководители общественных работ и подрядчики, следующие:
- Легкий (весит 1/3 веса грунта).
- Низкое давление на грунт (1/2 от давления грунта).
- Хорошая теплоизоляция (в 8 раз лучше, чем у гравия).
- Хороший дренаж (в 10 раз лучше).
- Сжимаемый.
- Снижение вибрации.
- Низкие затраты.
TDA используется в качестве строительного материала в США более двадцати лет для различных применений, включая легкое заполнение, теплоизоляцию, гашение вибрации и дренажные слои. С 1992 года, когда на рынок были представлены первые приложения для гражданского строительства, расширился диапазон использования утилизированных шин и материалов, полученных из них. Практически во всех сферах гражданского строительства материал из отходов шин заменяет некоторые другие материалы, используемые в настоящее время в строительстве, включая грунт, чистую засыпку, дренажный заполнитель и легкие заполнители, такие как вспученный сланец и изоляционные блоки из полистирола.
Использование заполнителя, полученного из шин, в дорожном строительстве
Использование измельченных утильных шин (также называемых заполнителями, полученными из шин: TDA) в гражданском строительстве имеет три основных преимущества:
- измельченные шины (TDA) обладают техническими свойствами, которые полезны для инженеров-строителей;
- TDA часто является самым дешевым материалом, который может обеспечить требуемые технические характеристики, и TDA может использовать большое количество утильных шин.
Использование TDA могло бы обеспечить столь необходимый крупномасштабный рынок, где существует мало других жизнеспособных конечных применений для утилизированных шин. Заполнитель, полученный из шин, может использоваться в самых разных целях на шоссе и в настоящее время является одним из трех основных рынков сбыта шин.
В 2007 г. в США на этом рынке было использовано около 506 тыс. тонн TDA, около 12 % от общего количества шин, отправленных на рынок конечного использования (RMA, 2009). Кроме того, было показано, что куски шин оказывают незначительное влияние на качество грунтовых вод.
Остатки покрышек использовались в качестве легкого наполнителя для строительства насыпи шоссе, дренажных систем, обратной засыпки устоев мостов и в качестве теплоизоляции для ограничения промерзания основания дороги.
Использование TDA может принести пользу проектам гражданского строительства и может сыграть ключевую роль в продуктивном повторном использовании старых шин.
Исследования показали, что ТДА не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Тем не менее, спецификации, методы проектирования и строительства, разработанные для проектов TDA, выполняются таким образом, чтобы гарантировать минимальное воздействие на окружающую среду.
TDA доставляется на объект грузовиком в 40-футовом прицепе с подвижным полом, что облегчает разгрузку материала. После доставки на площадку TDA распределяется и уплотняется с помощью стандартного оборудования для земляных работ.
Легкий вес, водопроницаемость и хорошее гашение вибрации делают TDA экономически эффективным решением для различных применений в гражданском строительстве. Это также жизнеспособная альтернатива повторному использованию 10 миллионов отработанных шин, которые в настоящее время не находят применения и выбрасываются на свалки.
Много интересной информации. Очень хорошая статья!