Поскольку инвесторы затаили дыхание после климатического саммита COP26 в Глазго в начале этого месяца, попробуем поразмышлять о той огромной роли, которую управление активами будет играть в оказании помощи миру в переходе к низкоуглеродной экономике.
Активы ESG взлетели до 1,7 трлн долларов в конце 2020 года, это вызвало много вопросов у инвесторов к «устойчивому инвестированию».
Многие компании стали декларировать свои цели по «стабилизации 1,5 °C» и нулевым показателям по «углеродному следу», но вместе с тем в деловых кругах существует обеспокоенность по поводу потенциальных возможностей «гринвошинга» (ложная «зеленость») из-за плохих механизмов учета.
Сложный вопрос достоверности данных был затронут в исследовании «Green Data or Greenwashing? Do Corporate Carbon Emissions Data Enable Investors to Mitigate Climate Change?». Анализ показал, что несмотря на то, что сторонние поставщики данных играют значительную роль в оказании помощи инвесторам в оценке «низкоуглеродных компаний», была поставлена под сомнение их способность находить «зеленые компании в коричневых секторах». Сама логика, используемая при вычислении этих данных, ошибочна.
Под вопросом остается неоднозначность возможности определения ESG как фактора, во многом аналогичного стоимости или изменчивости. У брокеров и аналитиков разные способы измерения стоимости. ESG можно рассматривать в большей степени в качестве темы, но это не имеет достаточно устоявшегося понимания и четкого определения, чтобы считаться фактором. Тем не менее, такое положение может изменится в будущем.
Остается непростой вопрос о том, возможно ли вообще инвестировать согласно канонам «устойчивого развития», не имея возможности полностью взаимодействовать с компаниями, которыми вы владеете. Пассивный или основанный на правилах подход ESG дает лишь набор исключений. Одного стремления к ESG недостаточно и что важно, оно может стать «упражнением для галочки». Многие инвесторы рассматривают ESG скорее всего не как фактор эффективности, а средство снижения риска.
Другой вопрос при ESG инвестировании заключается в целях. Делается ли это чтобы повысить доходность с поправкой на риск? Или люди вкладывают средства в ESG, потому что они хотят помочь миру? Или то и другое понемногу?
В такой ситуации возможен компромисс. ESG можно позиционировать в портфеле с несколькими активами через фонды ETF и решить, что важнее — ваша будущая ожидаемая доходность или стратегия ESG. Один из способов определить это — использовать Правила раскрытия информации об устойчивом финансировании (SFDR), чтобы определить, чего ваши инвесторы надеются достичь за счет своих инвестиций.
Одной из областей, в которой в последнее время наблюдается рост и инновации в сфере ESG, является фиксированный доход. Сильно отставая от акций в ESG, биржевые фонды с фиксированной доходностью в 2021 году значительно продвинулись вперед. По данным Bloomberg, на конец августа этот класс активов привлек 13,4 млрд евро по сравнению с 12,2 млрд евро для обычных стратегий.