Мы склонны думать, что знакомы с отходами, потому что сталкиваемся с ними каждый день. Тем не менее, большинство аспектов «проблемы отходов» полностью скрыты от общего взгляда и понимания, включая более широкие социальные, экономические, политические, культурные и материальные сферы, которые формируют «проблему отходов». «Проблема расточительства» и вовсе ускользает.
Люди большей части обеспокоены судьбой твердых бытовых отходов, которые относятся к наименее токсичным отходам. Зато огромное количество токсичных промышленных отходов практически не вызывает всеобщего беспокойства. Почему?
Видимо потому, что бытовой мусор под носом, а промышленный — за высоким забором или за городом.
Фактически это означает, что население в большей степени заботит мизерное количество бытовых отходов, а огромное количество промышленных отходов не вызывает беспокойства.
Комичность ситуации в том, что в прессе обычно для придания большего драматизма указывается общее количество отходов, включая отходы добычи и обогащения. У обывателя складывается впечатление, что образуются миллиарды тонн мусора, хотя твердых муниципальных отходов в год образуется всего около 50 млн. тонн.
Статистика за 2016 год показывает, что подавляющую долю в общей массе образующихся отходов занимают отходы добывающих отраслей — 86.8%. Это в основном «пустая порода». Около 8% занимают отходы обрабатывающей промышленности. Примерно 1% составляют отходы сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности. Меньшую долю составляют твердые коммунальные отходы. Остальные отрасли занимают еще меньшую долю. Но статистика это условна, ибо сбор статистических данных у нас встранее построен по принципу «большое делает — маленький валяет дурака». Статистиков охвачены только крупные и заметные предприятия.
Обычно, подобные иследования рассматривают отходы и мусор в качестве основных объектов изучения. В расчет не берется «окружающая сфера», не рассматриваются более широкие системы, которые приводят к расточительству и образованию отходов. Например, вместо того, чтобы спрашивать, сколько людей вовлечены в раздельный сбор мусора и почему они не «перерабатывают» больше, надо задавать вопрос, почему переработка вообще считается правильным направлением.
Если поставить под сомнение предпосылки того, что кажется нормальным или очевидным, и рассматривать более широкую роль общества и культуры, включая социальные нормы, экономические системы, формы труда, идеологию, инфраструктуру и власть в отношении к отходам, то можно увидеть «круговорот отходов» в широком смысле. Фактически отходы являются частью социально-культурно-экономических систем. Исследование этих системы на предмет того, как возникают отходы, позволит предложить ключевые альтернативы популярным и общепринятым представлениям об отходах.
Речь идет о том, чтобы поставить под сомнение общераспространенные догмы, вроде индивидуальной ответственности за отходы или технологический подход к решению проблем.