Так называемая «мусорная реформа» формально началась 29 декабря 2014 года с принятия поправок в Федеральный закон Об отходах производства и потребления и закон Об охране окружающей среды.
Поправки вводили такие институты как расширенная ответственность производителя и региональный оператор. Кроме этого вводились категории НВОС, изменения в лицензировании, а также многочисленные уточнения и исправления.
Обилие поправок и толкований привели в замешательство всё российское общество. И вот уже на протяжении почти четырех лет до конца никто видимо не понимает сути происходящего. Это наблюдается по противоречивым высказываниям чиновников, ученых и промышленников.
«Мусорная реформа» и твердые коммунальные отходы
По «мусорной реформой» стали понимать исключительно обращение твердыми коммунальными отходами.
Население пугали новыми платежными квитанциями, ростом тарифов на вывоз мусора. Обещали избавится о свалок. Пугали мусоросжигательными заводами. Рисовали радужные перспективы раздельного сбора отходов и т.д. Чаще всего врали, вводили всех в заблуждение. Полная чушь плодилась и размножалась. Причем ложь эта была искренней, потому что, говорящие её, сами ничего толком не понимали.
Нам говорят с высоких трибун, что основная суть реформы — прекратить использование несанкционированных свалок, заменить их новыми объектами и запустить в действие прозрачные и понятные правила ведения дел и ценообразования в сфере ТКО на всей территории России.
Сразу возникают вопросы. Разве до этого закон допускал эксплуатацию незаконных свалок? Нет. Разве тарифы не утверждались органами власти? Утверждались. Разве не нормировалось образование коммунальных отходов? Нормировалось. Разве ценообразование стало «прозрачным»? Нет.
И что такое эти «современные объекты»? Полигоны, обустроенные по правилам? Если вы посмотрите на территориальные схемы, то вы убедитесь, что от полигонов-свалок никто не отказывается. Под новыми современными объектами понимаются «современные свалки»!
А что же мусоросортировочные предприятия? Они должны «существенно сократить нагрузку на полигоны». Неужели! 10% выделенного вторсырья — это существенно? При организации раздельного сбора отходов предполагается выделять до 20%.
Вы смеетесь? Это говорят с высоких трибун с умным видом! Мы «существенно сократим нагрузку на полигоны» закапывая 80% мусора?